Несмотря на то, что теоретически существование подобных нейтрино частиц предсказывал еще древнегреческий ученый-атомист Демокрит Александрийский, обнаружить их удалось только в середине двадцатого века нашей эры: нейтрино ожидали экспериментального отыскания долгие тысячи лет.
Из-за трудноуловимости (всепроникаемости) нейтрино с трудом поддаются улавливанию ловушками частиц. Обычные ловушки тут не годятся.
Годятся лишь специальные огромные бассейны, заполненные водой пополам с глицерином и упрятанные глубоко под землю. Внутри бассейна-ловушки, в полной темноте, иногда вспыхивает специальный лазерный осветитель. Оказавшиеся рядом нейтрино плывут на свет лазера, но, в промежутках между вспышками, теряют ориентацию и застревают в эквипотенциальном барьере между водой и глицерином - единственном физическом образовании, позволяющем лишить нейтрино всепроникаемости: в темноте эквипотенциальный барьер для этих частиц непроходим (подробнее см. ГРАВИМАГНИТНЫЕ АКВАТАНКИ). Важной инженерной проблемой при улавливании нейтрино описанным способом являлось извлечение частиц, застрявших в барьере, с сохранением темноты. Проблема казалась неразрешимой, но теперь успешно преодолевается с помощью квантового черпака (см. КВАНТОВЫЙ ЧЕРПАК).
Несмотря на имеющиеся в распоряжении физиков образцы нейтрино, до сих пор вызывает дебаты фундаментальный вопрос о массе этой частицы: одни ученые верят, что масса нейтрино так мала, что ее почти нет, другие верят, что массы просто нет. Ни то ни другое недоказуемо: квантовый черпак не позволяет взвешивать частицы.